?

Log in

No account? Create an account
У царя Мидаса ослиные уши...
 
27-мар-2017 08:51 pm(без темы)
Совсем немного задержался, но то ли из-за снега — вдруг включили фонари, неожиданно белые, яркие, вовсе не жёлтые, и отчего-то в этом совсем не было депрессии, а было много оптимизма и чуть ли не радости — оттого ли, что сквозь снег и белые фонари уже будто угадывалось солнце и что-нибудь ещё обязательно хорошее.
25-мар-2017 06:26 pm(без темы)
Следовало бы перестать разваливаться, взять себя в руки и
ничего.
Под ногами так и нет почвы, продолжаю своё бесконечное падение.
Тогда, раньше, я верил, что могу изменить. И нельзя сказать, что совсем уж был неправ. Откровенно говоря, мне и вовсе казалось, что чуть ли не весь мир создан ради меня, существует для меня и зависит от меня.
Но ничего не изменил. Мир не ужаснулся и устоял.
--
Ялом пишет замечательные оптимистические слова, но наверняка сам знает, что это лишь частный случай, далеко не самый типический. А где переход к нему или что делать во всех других случаях - ...
В такой картине мира какой-то смысл могут иметь только подлинные отношения с людьми и твои активные действия, твоё преодоление. Но ни один человек не должен восприниматься как путь к спасению. Потому что это будет лишь бегство. А абстрактные люди по определению не имеют смысла. Не торговаться, но и не пустить на ветер. Тут мог бы помочь Лев Шестов с его силой Абсурда. Но я не верю.
13-мар-2017 11:15 pm(без темы)
Иногда мне кажется, что я должен вернуться и доказать, что я не сломлен. Но я сломлен.
26-фев-2017 07:21 pm(без темы)
Сыграл в семейном турнире в паре с племянником (шахматы). Ему пришлось тяжелее, он играл в основном с более взрослыми соперниками, выиграл только одну партию из пяти. После турнира я играл дружеский блиц с девочкой, которой он проиграл, и тоже проиграл.
14-фев-2017 02:58 pm(без темы)
В ответ на это один сказал: «Почему вы сопротивляетесь? Если бы вы следовали притчам, вы сами стали бы притчами и тем самым освободились бы от каждодневных усилий».
Другой сказал: «Готов поспорить, что и это притча».
Первый сказал: «Ты выиграл».
Второй сказал: «Но, к сожалению, только в притче».
Первый сказал: «Нет, в действительности; в притче ты проиграл».
/Кафка/


Не изменилось ничего, только слова, которыми я это описываю. Разминулся с реальностью и ни на шаг к ней не приблизился.
10-фев-2017 10:57 pm(без темы)
Мне снилось, что меня собираются казнить. Похоже на "Процесс" - сначала не слишком серьёзно, а потом вдруг казнить. И несмотря на то, что это был сон, я испытал достаточно сильные эмоции. Мне решительно не нравился такой поворот и не нравился, кажется, прежде всего прекращением моего существования. Тем, что мне отвели конкретный срок. В моём восприятии он был отнесён в какое-то неопределённое будущее (то есть фактически исключён из моей реальности).
Так что я спасаюсь бегством вот такого толка: осознаю неизбежность, но выталкиваю её так далеко, что она меня не касается и никак не может коснуться. Это возможная проблема некого будущего меня, но не моя. Что же будет меня утешать, когда эта проблема станет моей? Ничего, боюсь.
Впрочем, может, вот что хорошо: проблема, вероятно, возникнет тогда, когда собственно я почую дыхание смерти. А не когда что-то мне напомнит о том, что я тоже смертен. Так что, видимо, до последнего момента буду считать себя бессмертным, а потом просто умру. Безутешным, потому что я не вижу никакого утешения, в которое мог бы поверить.
16-ноя-2016 02:17 pm(без темы)
Думал, что сильный и не ломаюсь. Но, похоже, ошибался.
То есть, строго говоря, может и не сломался, но это вопрос формулировки. Проиграл. Сдачей. Ввиду бессмысленности дальнейшей борьбы.
То есть даже не сдался. Часы не остановлены, фигурки двигаются по доске. Но уже утратил интерес к происходящему.
Во мне куда меньше энергии, чем в героях Достоевского, поэтому меня не раздирает в клочья прямо на месте. Я просто складываю руки и плыву. В основном вниз. Лежу на дне и пропитываюсь пустотой.
Когда-то читал Камю и/или Сартра и думал, что зря они так нагнетают. Нет ничего такого чудовищного. В жизни много всего приятного, хорошего и т.д. и, главное, в подавляющем большинстве случаев нет ничего невыносимо ужасного. И это действительно так. Если видишь и знаешь, если веришь - значит действительно есть хорошее и действительно не так уж тяжело. И даже если не видишь - это тоже весьма умеренно ужасно. Не разрывает в клочья, а просто опускаешься на дно и пропитываешься пустотой.
8-ноя-2016 10:43 pm(без темы)
Я облетаю. Теряю связи. Как осенний мозг.
--
Ты же знаешь, что я скорее люблю слова, чем людей. Впрочем, слова я теперь совсем не люблю. Так что ещё чаще теперь молчу.
1-ноя-2016 10:37 pm - Отрицание
Будто бы не было. Запретил себе думать. Хотя снова и снова пережёвываю. Но будто уже не то, не про меня, а просто. Хоть вообще перестану. И снова.
Отбрасываю, игнорирую, притворяюсь, что нет, но исчезает с большой частью меня.
- А кто будет Медвежонком?!
/Сергей Козлов/
17-окт-2016 04:12 pm(без темы)
Разумный эгоизм похож на совершенную конкуренцию — оба не работают.
16-окт-2016 06:44 pm(без темы)
Спиноза пишет:
(1) Теорема 60. Желание, возникающее из такого удовольствия или же удовольствия, которое относится только к одной или нескольким частям тела, а не ко всем, к пользе всего человека отношения не имеет.
До­каза­тель­ство. Пред­по­ложим, нап­ри­мер, что часть те­ла А си­лой ка­кой-ли­бо внеш­ней при­чины ук­репля­ет­ся та­ким об­ра­зом, что по­луча­ет пре­об­ла­дание пе­ред дру­гими час­тя­ми (по т. 6). Эта часть не бу­дет стре­мить­ся ут­ра­тить свою си­лу ра­ди то­го, что­бы ос­таль­ные час­ти те­ла мог­ли со­вер­шать свои от­прав­ле­ния. Ибо в та­ком слу­чае она дол­жна бы­ла бы иметь си­лу или спо­соб­ность ут­ра­чивать свои си­лы; а это (по т. 6, ч. III) не­лепо. Та­ким об­ра­зом, оз­на­чен­ная часть, а сле­дова­тель­но, и ду­ша (по т. 7 и т. 12, ч. III) бу­дут стре­мить­ся сох­ра­нять это сос­то­яние, и по­тому же­лание, воз­ни­ка­ющее из по­доб­но­го аф­фекта удо­воль­ствия, к це­лому от­но­шения не име­ет.


(2) Таким образом, самое полезное в жизни - совершенствовать свое познание или разум, и в этом одном состоит высшее счастье или блаженство человека <...>. Поэтому последняя цель человека, руководствующегося разумом, т. е. высшее его желание, которым он старается умерить все остальные, есть то, которое ведет его к адекватному постижению себя самого и всех вещей, подлежащих его познанию.


Не является ли (2) иллюстрацией (1)?
Прекрасная попытка, мозг, тебе почти удалось.
13-окт-2016 09:52 pm(без темы)
Я тогда удивлялся, <...> Сейчас же сам пришёл к тому же.
Люди, которых по-настоящему нет в твоей жизни, просто исчезают. И не пытаешься остановить, потому что зачем.
И не остаётся никого.
--
О прекрасная новая реальность!
Стал читать художественную книжку - и вот же!
Примерно так же я смотрел "Доктора Хауса" - почему-то вспомнилось. Прожить чужую вымышленную жизнь, чтобы вдруг счастливая волна - и меня снимет с мели и отнесёт туда, где хорошо.
Нет, конечно, но это не значит, что я не должен игнорировать реальность.
--
- А кто будет Медвежонком?!
— Я же тебе говорю, — сказал Ёжик, — Медвежонка не будет: будет коричневый волчонок Топотун.
/Сергей Козлов/
11-окт-2016 09:55 pm - вспомнил
Вот ощущение: игнорируешь реальность и живёшь придуманной
хочешь жить, но реальная постоянно влезает и рушит, и злишься на неё, что она не такая, как ты придумал, при том даже, что придумал не так уж невозможно и фантастически, всё более чем реально, хорошо и возможно, и возражение, пожалуй, только одно - эта реальность другая, не с какой-то целью и не по какой-то причине
10-авг-2016 09:14 pm(без темы)
Плохо сплю и сквозь сон ощущение, что пожираю свой мозг, физически уничтожаю его. Просыпаюсь - мозг вроде бы на месте и функционирует. Но это тяжёлое ощущение. Ужас. Переступил черту и падаешь. Самоисполняющееся пророчество. И, наверное, можно бороться, но не сделаю ничего.
3-авг-2016 09:29 pm(без темы)
Я верил в добро и любовь. Пытался. Хотел верить. Я знал, что они сильнее и только они могут победить. Но скорее умозрительно, а не применительно к себе. И победил эгоизм. И пустота. И вряд ли это изменится, потому что так гораздо легче. И хотя я знаю, что легче - наверняка неправильно, но я не верю, что за трудностями будет что-то, кроме самих трудностей. В себя не верю. А так ещё и логичнее. И раз уж я выбрал дерево познания.
Пока что мне даже не страшно.
2-авг-2016 10:51 pm(без темы)
Эйфория не имеет под собой реальных оснований, ждём катастрофы.
--
Обнулился. Возможно, пустота переместилась наружу. Звучит почти как оптимизм. Но если внутри только я, почему бы не назвать это пустотой.
23-июл-2016 04:34 pm(без темы)
Неожиданно захотел сбежать и спрятаться, так сильно, что даже заболел немного.
Раньше в этом был явный страх поражения, отвержения, сейчас - тоже, в определённой степени, но куда меньше. А больше - ощущения, что эти люди мне по-настоящему не нужны, их нет в моей жизни и они не появятся в ней. Мне необходимо было разделить с кем-то моё существование. Но больше я в это не верю. Принимаю, насколько это возможно, своё одиночество. И не хочу притворяться.
16-июл-2016 03:50 pm(без темы)
Логично было сразу закрыться и перестать доверять людям. Но вроде нет.
Сейчас же осознал себя в одиночестве (которое неожиданно не зовётся пустотой), потому что никого не осталось, и не попытаюсь вернуть и не протяну руку новым - и в основном, наверное, из-за того, что перестал доверять и решил закрыться.
Заново похоронил себя? Не знаю. Сейчас нет такого ощущения.
Можно сравнить с произведениями Кобо Абэ, с поиском утраченного равновесия, которое больше не возвращается. Но нет, я, пожалуй, принимаю нынешнюю ситуацию за новое равновесие.
Это сравнение больше подходит к моему саморазрушающемуся тельцу, в новое равновесие которого я пока не готов поверить.
29-июн-2016 11:27 pm(без темы)
Я вот что думаю. Люди везде ездят. Всё смотрят. Фотографируют. Обсуждают. Потому что они видели и они знают. Могут сравнить.
Но послушайте. Это всё не ваше. Никогда не было и никогда не будет. Вы видите только самую верхушку, и то.
Почему-то подумал, что это связано с большими городами. В большом городе нет ничего по-настоящему твоего. Всё слишком большое, и не успеваешь узнать по-настоящему. Не влезает в голову. И думаешь, что твоего вообще не бывает. Только чужое. Может и тебя самого от этого по-настоящему нет.
--
Просто я устал и измучен и мне хочется верить, что я не только неудачник, но и что-нибудь ещё. Что я всё знаю и всегда прав. И будто контроль. Никто не обидит меня, ведь я
14-июн-2016 09:47 pm(без темы)
дети его любили и с радостью попадались в расставленные им нехитрые ловушки, а он довольно щурился, потирал руки и считал себя в целом неплохим шахматистом.
19-май-2016 06:03 pm(без темы)
Мерзкая реальность совсем не хочет слушаться, то и дело выходит из-под контроля. Печаль.
13-апр-2016 08:22 pm(без темы)
Ах да, вот что забыл - жизнь, собственно!
...

Вместо Достоевского:


Если нельзя помочь ближнему, то и любить его нельзя. Но ведь те именно ближние, которые обыкновенно претендуют на нашу любовь, бывают большей частью людьми, которым невозможно помочь - я уже не говорю обо всем человечестве. Когда-то достаточно было воспеть страждущего, облиться над ним слезами, назвать его братом. Теперь этого мало; ему хотят во что бы то ни стало помочь, хотят, чтоб последний человек перестал быть последним и стал первым! Если же это неосуществимо, то любовь посылается к черту и на ее опустевшем троне поселяется навеки вечная ненависть…

/Лев Шестов/


Да, вот было ощущение, что что-то забыл. Впрочем, вспомнил ли?

О том, отчего разрушается любовь. Даже если не пытаешься в равной степени направить на всех, а только на одного - всё равно сможет продолжительно существовать только в самых безоблачных, то есть неинтересных для рассмотрения условиях. (Не беря в расчёт случай, когда собственная жизнь замещается чужой. Помимо прочего - это не то чтобы именно любовь.) А подрыв происходит от недостатка любви к себе, неполного принятия себя. Без этого необходимого фундамента выстраиваемое здание, сколь бы прекрасно и совершенно оно ни было, непременно рухнет.

Попытка измениться извне, не затрагивая то, что внутри; заместить себя чем-то внешним; перестать отвечать за себя, перестав быть собой; попытка обязать или упросить другого, чтобы он в свою очередь спас тебя.

А где взять принятие, кажется, никто не знает.

--

Другой взгляд - когда любовь не соответствует ожиданиям. Для меня это, в первую очередь, - ждал спасения, но не спасает. А почему не спасает? И потому, что не может спасти, когда замещаешь или бежишь, прячешься; пытаешься найти основу вовне… и потому, впрочем, что ничто не спасает.

11-апр-2016 09:36 am(без темы)

Перестал пить успокоительные и стал злым. И как-то сложно с этим бороться. Хотя.

Отчего злым? Какая-нибудь неприятность вдруг вырастает до чудовищных размеров и угрожает самым основам моего существования. Потому что оно вдруг непрочно и я сам не верю.

Буддисты предлагают освобождение от страстей. Осознать, что ты не являешься ничем из того, во что вонзаются терзающие тебя шипы. Что ум пуст и бессмертен, а большая часть того, что ты привык считать собою, - всего лишь иллюзия.

Хорошо.

Но. Это сложно воплотить.

Понятно, что это, в общем-то, не аргумент. Хотя как посмотреть. Если построение логически безупречно, но нереализуемо в жизни, то оно имеет исключительно теоретическую ценность. А жизнь отчего-то часто оказывается сложнее, чем хотелось бы, и в схемы не укладывается, даже в красивые.

Я хотя и думаю в этом направлении, но как-то оно во мне долго не удерживается. То ли не хватает духовных и телесных практик, то ли -

- А я бы ей сказал: "А кто будет Медвежонком?"

- А она бы сказала: "А Медвежонка не будет. Будет коричневый волчонок Топотун".

- А кто будет Медвежонком?!

/Сергей Козлов/

Читать дальше...Свернуть )

30-мар-2016 05:52 pm(без темы)
Система социализма как религии противоположной христианству, подобно системе Великого Инквизитора, основана на неверии в Истину и Смысл. Но если нет Истины и нет Смысла, то остается один лишь высокий мотив – сострадание к массе людской, желание дать ей бессмысленное счастье в краткий миг земной жизни.
/Николай Бердяев/


Интересный мостик можно перекинуть между верой в бессмертие <души> и желанием спасти ближнего. Эту мысль я подсмотрел у Николая Бердяева в его работе “Миросозерцание Достоевского”.
Написано, конечно, несколько в другом контексте, но такое прочтение показалось мне заслуживающим внимания.
Как я его понимаю, Бердяев говорит о том, что в отсутствие веры в бессмертие души остаётся лишь одна идея, могущая дать смысл - спасение человечества.
Я задумался - обязательна ли такая связь? Всегда ли отсутствие веры вызывает желание спасти и только ли первое является причиной второго?
Здесь, мне кажется, нет большой разницы между спасением всего человечества или конкретного человека, важно то, что человек пытается раствориться, заместить <отсутствующий> внутренний смысл внешним. Спасение в этом отношении вполне подходящий вариант: это ведь в принципе хорошо, и вопрос только в акцентах - не является ли другой человек и его спасение лишь средством…Но всё же, полагаю, не единственный.
Это, впрочем, в рамках моего мировосприятия, за которое я держусь изо всех сил - потому ли, что даёт мне иллюзию понимания и хоть такую власть над происходящим <помимо моей воли и никак не соотносящимся с моими желаниями, чувствами, мыслями>, или почему ещё...

О, достоевскиймо бегущей тучи!

/Хлебников/

Приговор

В своей статье «Приговор» Достоевский описывает «логического самоубийцу», «разумеется матерьялиста». Для удобства анализа я позволил себе разбить её на блоки.

(1) ...В самом деле - какое право имела эта природа производить меня на свет, вследствие каких-то там своих вечных законов? Я создан с сознанием и эту природу сознал; какое право она имела производить меня, без моей воли на то, сознающего? Сознающего, стало быть, страдающего, но я не хочу страдать - ибо для чего бы я согласился страдать?

Читать дальше, 10 страницСвернуть )

9-мар-2016 10:18 pm(без темы)
"Мне так ужасно больно, так плохо, что я не хочу видеть в тебе ничего хорошего, не хочу понимать тебя и не хочу чувствовать твою боль. Потому что тогда будет ещё больнее."
Так очень часто говорят люди. К сожалению, другими словами.
Мало того, я утверждаю, что сознание своего совершенного бессилия помочь или принести хоть какую-нибудь пользу или облегчение страдающему человечеству, в то же время при полном вашем убеждении в этом страдании человечества, может даже обратить в сердце вашем любовь к человечеству в ненависть к нему.
/Достоевский/


Ганди много пишет о том, что добро может сделать больше, чем насилие. Пишет так, например: «Закон любви действует, как действует закон гравитации, независимо от того, принимаем мы это или нет. Как ученый творит чудеса, по разному применяя закон природы, так и человек, применяющий закон любви с аккуратностью ученого, может творить еще большие чудеса». Пишет о влиянии на других людей, об ответственности.
Но потом пишет о неудачных отношениях со своим знакомым, которого он пытался исправить, «обратить в свою веру»: «Этот случай оказался своевременным предупреждением для меня. Только теперь я понял, как жестоко был обманут этим моим злым гением. Приютив его, я избрал плохое средство для достижения хорошей цели. Я намеревался “собирать фиги с чертополоха”. Я знал, что мой приятель нехороший человек, и все же верил, что он предан мне. Пытаясь перевоспитать его, я чуть не погубил себя. Я пренебрег предостережением добрых друзей. Пристрастие совершенно ослепило меня. <…> Но бог, как и прежде, пришел мне на помощь. Мои намерения были чисты, и поэтому я был спасен, несмотря на свои ошибки».Читать дальше...Свернуть )
3-мар-2016 09:43 am(без темы)
Читать, чтобы найти ответ, подсказку, какую-то аналогию, чтобы понять.
1. Будто есть какое-то "должен".
2. Сбежать от ответственности. Перед самим собой.
3. Как минимум найти объяснение, чтобы иметь иллюзию контроля или хотя бы какую-то способность предугадывать.
4. Находишь ответ - и он всё меняет. Не только в притче, но и в действительности.
Но вообще говоря,
1) разные книги указывают в разные стороны, даже противоположные, выбор всё равно достаётся тебе;
2) не существует никакого "должен", есть лишь набор возможностей;
3) относительно себя самого, поместив себя в центр системы координат, всё равно имеем как минимум два среза: внешние условно объективные характеристики и их внутреннее субъективное восприятие, то есть два параметра, множественный оптимум, то есть;
4) внутреннее всё равно остаётся внутренним.
This page was loaded авг 24 2019, 11:28 am GMT.